Российский перспективный боевой танк нового поколения
История создания
Танк «Черный орел» (глубокая модернизация танка Т-80У как
«Объект 640») разработан как отечественный танк четвертого поколения, в
котором реализовано множество новаторских и перспективных решений.
«Чёрный орёл» разработан в 90-е гг. Омским конструкторским бюро
транспортного машиностроения (ФГУП КБТМ) с использованием разработок
ленинградского КБ-3.
Первый опытный образец танка, продемонстрированный в 1997 г.,
представлял собой ходовую часть танка Т-80У с башней новой конструкции. В
последующем был создан образец с башней на шасси с семью катками.
Основные конструктивные особенности
В основу новой разработки была положена
концепция использования танков в локальных конфликтах как средств
усиления, что требует значительного повышения их подвижности,
транспортабельности и способности к быстрому перебазированию в район
боевых действий, в конечном итоге – снижение их массы, которая по мнению
специалистов должна быть в пределах 40-50 т. При этом снижение массы не
должно снизить живучесть танков в боевых условиях и сократить период их
жизненного цикла.
Компоновка танка позволила уменьшить его высоту, по сравнению с
Т-80, на 400 мм и сделала «Черный орел» самым низким танком в своем
классе. Горизонтальное расположение боекомплекта в корме башни
обеспечило возможность использования более длинных и мощных бронебойных
подкалиберных боеприпасов, а также упростило автоматическое заряжание и
повысило скорострельность. Большие углы наклона лобовых листов башни
обеспечили более надежную защиту танка от поражения бронебойными
подкалиберными снарядами.
В качестве основного средства поражения на танке должна быть
установлена 125-мм гладкоствольная пушка. Бортовой информационный
комплекс обеспечивает контроль за всеми основными системами машины, а
также автоматизированный обмен информацией с другими танками и
вышестоящими командирами. Танк оснащен новым газотурбинным двигателем
мощностью более 1500 л.с. и имеет боевую массу около 50 т. В результате
этого динамические характеристики Черного орла должны значительно
превосходить характеристики западных танков третьего поколения с
удельной мощностью 20-25 л. с./т.
Бронированный корпус танка разделен
на три герметичных, изолированных друг от друга отсека вертикальными
броневыми листами, установленными вдоль продольной оси машины. В среднем
отсеке расположено отделение управления, связанное с боевым отделением,
а в бортовых отсеках размещены топливные баки. Все члены экипажа
размещены в корпусе танка ниже уровня башни. Доступ к местам их
расположения осуществляется через люк механика-водителя (в корпусе
танка) и люки командира и наводчика (в корпусе башни). Места экипажа
имеют регулируемые по-походному и по-боевому сиденьями. В последнем
случае экипаж находится ниже уровня погона башни, а в положении
по-походному командир танка и наводчик располагаются в корпусе и в
башне.
Вертикальные броневые листы отсеков корпуса со стороны топливных
покрыты плитами из противорадиационного материала, а со стороны
отделения управления и боевого отделения – плитами из противоосколочного
материала.
Боекомплект размещен в автомате заряжания, установленного в нише
башни и выполненного в виде съёмного бронированного модуля с вышибными
броневыми панелями, срабатывающими в случае детонации.
Башня сварная принципиально нового
типа. Она выполнена в виде жестко закрепленных на общем основании двух
симметрично разнесенных броневых отсеков. Каждый из них образован
разнесенными между собой наружными и внутренними боковыми стенками,
выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной
оси башни в виде усеченных пирамид, расположенных соосно. Угол наклона
боковых граней пирамид равен 20-300 от основания. Снаружи башня
представляет собой низкий, опирающийся на погон плоский купол, который
спереди скруглен, по бокам прямолинейный, а в кормовой части ограничен
поперечным вертикальным кормовым листом.
Считается, что за счет оптимизации основных геометрических
размеров (высоты и ширины) и целесообразной формы установленных броневых
деталей обеспечено значительное повышение защищенности и живучести
башни при минимальном увеличении ее массы. Это достигается:
• исполнением боковых стенок в виде усеченных пирамид с углом
наклона боковых граней в 20-300 от горизонтального основания и установка
крыши с наклоном от кормового листа к амбразуре и от продольной оси
башни к бокам под углом 4-60, что способствует рикошету снарядов и
улучшает сопротивление броневых листов. Причем толщина стенок по
направлению движения снаряда при повороте башни остается постоянной и
обеспечивается заданный (одинаковый) уровень защиты при больших курсовых
углах обстрела;
• наклоном граней боковых стенок на угол 20-300 от
горизонтальной плоскости, что обеспечивает защиту от снарядов в
горизонтальной плоскости, так и от средств поражения сверху;
• выполнением боковых стенок в виде граненых усеченных пирамид,
что позволило внутренний объем между стенками заполнить наполнителем, а
на наружной поверхности устанавливать, при необходимости, элементы
навесной динамической защиты;
• жестким креплением наружных и внутренних стенок на общем
массивном основании, равным по высоте 0,20-0,25 высоты башни,
обеспечивающим увеличение жесткости и прочности конструкции башни и
повышает защищенность ее нижней части;
• оптимальным соотношением между расстоянием от поперечной оси
башни до кормового листа к ширине башни, равном 0,31-0,33 и др. За счет
выбора оптимальных форм броневых деталей, их взаимного расположения и
габаритов обеспечено увеличение защищенности в 1,7-2 раза при увеличении
общей массы на 20-30%.
Автоматический механизм заряжания (АЗМ)
пушки (магазин, ленточный конвейер, приводные механизмы, кассеты для
транспортировки выстрела, приемный лоток м др.) представляет собой
автономный съемный транспортно-заряжающий контейнер, который
обеспечивает ее автоматическое заряжание выстрелами с выносом
боеприпасов из боевого отделения наружу башни. В контейнере размещены
конвейер с выстрелами и приводными механизмами. В отличие от
отечественных и зарубежных аналогов боекомплект танка расположен
отдельно от экипажа в АЗМ, размещенного за башней. Боекомплект танка
«Черный Орел» увеличен до 32 выстрелов (Т-90 – 22, Т-80У – 28, «Леклерк»
- 22).
Ходовая часть танка выполнена по
семиопорной схеме с использованием гусеничных лент с двумя съемными
уширителями (устанавливаются по бокам гусеницы). Среднее удельное
давление на грунт танка без уширителей (с уширителями) составляет
0,87-0,9 (0,8-0,81) кг/см2. Со снятыми уширителями гусениц танк может
транспортироваться по железной дороге.
Защита танка модульная трехуровневая
и предполагает сохранение его боеспособности на поле боя и возможность
восстановления после воздействия поражающих средств. Это достигается
комплексным использованием мощной динамической и баллистической защиты в
совокупности с конструктивными особенностями танка. Эти меры позволили
впервые в мировом танкостроении реализовать эффективную защиту башни
сбоку и сверху от различных боеприпасов (BILL-2, Javelin, суббоеприпасов
на основе ударного ядра). Элементы защиты могут быть легко заменены или
модернизированы с минимальными затратами в короткие сроки.
Третий уровень защиты обеспечивается комбинированным
бронированием танка и использованием динамической защиты. В качестве
второго уровня на танке используется комплекс активной зашиты с боевыми
выстреливаемыми элементами типа «Дрозд-2», который обеспечивает
обнаружение и уничтожение поражающих средств, движущихся в направлении
танка на безопасном удалении от корпуса и исключающим поражение танка.
Первый уровень защиты танка представляет собой комплекс приборов типа
«Штора» («Штора-2» и пр.), который обнаруживает и подавляет
оптико-электронные средства наблюдения и наведения противника на
удалении 500-5000 м и более. Комплекс «Штора» включает индикаторы
лазерного излучения переднего и заднего сектора (установлен на крыше
башни) и съемного модуля пусковых мортир для пуска гранат и постановки
аэрозольных помех.
Система управления огнем включает
два рабочих места наводчика и командира танка с равными функциональными
возможностями, каждое из которых снабжено унифицированным электронным
моноблоком с многофункциональным пультом (МФП). Он обеспечивает
отображение тепловизионного изображения местности, топографической и
тактической обстановки и информации о техническом состоянии систем
танка. Комплекс управления может быть снабжен системой
управления дополнительным вооружением, которая связана каналом
информационного обмена данными с МФП наводчика и командира, пультами
управления линиями визирования прицелов, баллистическим вычислителем,
стабилизатором вооружения и комплексом механизма заряжания, а
баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных
со стабилизатором вооружения и системой управления дополнительным
вооружением. Состояние Данных
о начале производства танка «Черный орел» отсутствуют. Полученные
результаты могут быть использованы при модернизации существующих и
разработке новых танков.
По последним данным, существование проекта по созданию танка "Черный
орел" не существует. Об этом 12 сентября 2009 г. в эфире радиостанции
"Эхо Москвы" заявил временно исполняющий обязанности главы
военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной
техники Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ полковник
Владимир Войтов.
По его словам: "Не было такой работы", а изображения танка "Черный орел"
- это некие "фотографии 20-летней давности" и "лишь макет боевой машины
будущего, по которой кто-то страдает". Он сообщил, что ему известно о
существовании одного экземпляра экспериментальной машины, однако "внутри
башни там ничего нет".
Источники:
Сайты www.ru.wikipedia.org, "Танковая мощь - Сталь и Огонь", ВТТВ-Омск (1997-99), www.BTVT.narod.ru, ttp://www.rg.ru/2004/09/24/orel.html, www.topgun.rin.ru, http://www.rg.ru/2008/01/16/ivanov-omsk.html, www.vk.mesi.ru;
патенты на изобретение: RU 2 165 617 C1, RU 2 169 336 C2, RU 2 233 418 C2, RU 2 22 6664 C1, ЕА2225;
книга «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000гг.»;
«Российская газета» (Федеральный выпуск) N4563 от 16 января 2008 г.
|