Привет, Странник, для полноценного использования сайта
вам всего лишь нужно зарегистрироваться или войти
под своим логином.
Быстрый доступ
Новое на сайте
Последние статьи:
Советы по выбору рюк... (1)
"Объект 100&quo... (0)
Заброшенный бункер (... (1)
Последние файлы:
День Триффидов (1)
Последний завет (1)
Пикник на обочине (1)
Свежее на форуме:
Предложения по ... (1)
Новые объекты (3)
Добыча огня (1)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Заброшенные объекты » Прочие объекты

Стройка № 501 (Мертвая дорога)
22 апреля 1947 Совет Министров в Секретном постановлении за №1255-331-сс принял решение приступить о строительстве крупного морского порта в Обской губе в районе Мыса Каменный и железной дороги от ст. Чум (южнее Воркуты) до порта. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической - освоение северных территории, богатых полезными ископаемыми и военно-стратегической - защита Арктического побережья. Идея строительства принадлежит самому Сталину: "Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная".
Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности.
К концу 1948 г. была построена ветка Чум - Лабытнанги (поселок в устье Оби) протяженностью 196 км.К этому же времени выяснилось, что в районе мыса Каменного сооружение морского порта невозможно из-за гидрогеологических особенностей. Однако от идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Было предложено перенести порт в район Игарки (север Красноярского края), для чего требовалось продолжить линию Чум - Лабытнанги на восток. Были созданы два управления строительства: №501 с центром в Салехарде и №503 в Игарке (управления имели номера, поскольку строительство было засекреченным). Строительство железной дороги велось навстречу друг другу.
По архивным источникам приблизительное количество заключенных на всей трассе Салехард - Игарка колебалось от 80 до 100 тысяч. Несмотря на суровые природные условия: морозы под 50 градусов, болота, бездорожье, гнус, дорога возводилась быстрыми темпами. К началу 1953 г. было построено около 800 км из запроектированных 1482 км. На западном отрезке полностью была построена ветка Чум - Салехард. От Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение. На центральном участке - от р.Большая Хетта до р.Пур было уложено 150 км земляного полотна. На восточном участке - от Ермаково до Янова Стана на р.Турухан - было открыто рабочее движение. На реках Обь и Енисей действовала паромно-ледовая переправа. Оставался недостроенным центральный участок стройки - между Пуром и Тазом. В 1953 г. вскоре после смерти Сталина, правительством было принято решение о консервации стройки и последующей ее ликвидации.

Карта стройки

Сейчас ж.-д. трасса Салехард - Игарка подобна зоне из кинофильма А.Тарковского "Сталкер": вечная мерзлота искорежила рельсы, вздыбила мосты, размыла насыпи, разрушила бараки, опрокинула паровозы. Но и в таком состоянии дорога еще сильнее притягивает к себе внимание.

вот фото с мест жительства строителей , то есть ЛАГЕРЕЙ (Кстати лагеря стояли через каждые 5-10 километров вдоль строящейся дороги) :



Категория: Прочие объекты | Добавил: Vervolf (26.12.2010)
Просмотров: 1919 | Теги: Стройка № 501, жд, Мертвая дорога | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ДОТы [5]
Бункеры [5]
Прочие объекты [21]
Брошенные жилые строения [1]
Другие подземные объекты [4]
Заброшенные военные объекты [15]
Заводы [4]
Дома/учреждения культуры и здравоохранения [6]
Города призраки [12]
Отчёты [3]
То, что было...
Реклама
Используются технологии uCoz